Одним из приёмов игры на бас гитаре является – «Слэп». В переводе означает шлепок, что вполне конкретно характеризует этот приём исполнения басовой партии. Слышал такую историю о происхождении этого приёма (уж не знаю насколько правдивая): однажды в одном известном джазовом оркестре на репетицию не пришёл барабанщик, тогда контрабасист стал исполнять свою партию извлекая звуки ударяя пальцами правой руки по грифу. Получалась имитация ударного инструмента с одновременно звучащей басовой линией.
Приём исполнения слэпом получил широкое распространение с появлением бас гитары. В семидесятые годы гениальный джазовый трубач Майлз Девис в поисках нового звучания экспериментировал со своей новой группой. В результате этих экспериментов появилось новое направление в эстрадной музыке – джаз-рок. Дэвис пригласил в свой коллектив молодого, талантливого бас гитариста Маркуса Миллера, виртуозного исполнителя партии баса приёмом «слэп». Жёсткая, фанковая басовая линия органично вписалась в новую концепцию музыки Майлза Девиса.
Сейчас появилось много тонкостей в исполнении слэпом. Начать следует с простого. Кисть правой руки расположена как продолжение грифа, пальцы чуть согнуты, словно вы держите в руке яблоко. Движение кисти похожи на движения руки работающей с отвёрткой. Вправо, влево. Играем октаву. Фалангой большого пальца ударяем по нижней ноте, указательным (самым кончиком пальца) отщипываем верхнюю ноту (как бы сбрасываем), по очереди, ровно и методично. Желательно с метрономом в дуэте. Играем ровно, четвертями, восьмыми, шестнадцатыми. Затем по две ноты внизу, две вверху. Дальше по три, по четыре. Обратите внимание: играя вверху несколько нот «отщипывать» следует по очереди указательным и средним пальцем. Есть музыканты которые используют и безымянный палец. Бывает используют большой палец в обе стороны, по принципу медиатора. Строгих правил в новом приёме исполнения просто нет, остаётся простор для изобретения чего-то нового, оригинального. В левой руке есть ноты которые звучат, а есть «глухие». В нотной записи на бумаге обозначаются крестиком. Такие ноты имитируют удар ударных инструментов. Виртуозное чередование таких нот в хитроумном ритмическом рисунке и придаёт неповторимость звучания приёма «слэп» на бас гитаре.
Существует множество видео, аудио и нотных школ посвящённых приёму слэп. Советую просмотреть, прослушать, проиграть как можно больше. Каждый басист в чём то по своему трактует данный приём. Чтобы получить собственное неповторимое звучание придётся переработать огромное количество музыкального материала. Много часов индивидуальных занятий, желательно в ансамбле с барабанщиком. Терпение и труд. Желаю удачи на волнах современной музыки!
Нет комментариев