К группе барабанов относится большое количество инструментов. Во всех них — от самого маленького барабана до оркестрового бас — барабана — присутствует корпус-резонатор (кадушка), обтянутый мембраной. В данном случае речь пойдет о малом барабане, который является версией военного барабана. Период возникновения барабана и ударных инструментов определить практически невозможно — их истоки теряются в глубине веков. Однако известно, что изначально барабан служил атрибутом при проведении разнообразных ритуалов, и только со временем он стал независимым музыкальным инструментом.
Одним из предков современного европейского малого барабана является средневековый тамбурин. Барабан символизировал радость и был часто связан с народными празднествами. Эту идею передает барельеф работы Лука делла Роббиа «Санта Мария дель фьоре», хранящийся во флорентийском музее Опера – дель — Дуомо. В зависимости от места происхождения, барабан назывался по-разному: тамборив Каталонии, тун-тун — в Эускади.
По результатам археологических раскопок, в ходе которых были найдены керамические барабаны эпохи неолита, можно предположить, что в первых инструментах мембрану натягивали на керамическую основу. Также были найдены инструменты античных времён, состоящие из деревянного шасси (или кадра), на который натянуты кожаные мембраны. Резонаторы первых моделей имели различные формы, что можно сказать и о современных барабанах. Кроме того, первые мембранофоны были самых разнообразных размеров: от очень высоких, похожих на бочки, до чрезвычайно широких, в которых диаметр мембраны превышал высоту инструмента. В старых моделях мембраны крепились верёвками, образовывавшими ряд букв V, которые по мере усиления натяжения преобразовывались в Y (как, например, в средневековом тамбурине). В настоящее время это натяжение регулируется с помощью металлических стержней.
Во многих культурах присутствуют барабаны, которые используют вместе со струнными и духовыми инструментами для сопровождения народных празднеств. Так, например, в Индии существует мембранофон, который вешают на шею и по которому бьют палочками, сопровождая игру однострунного инструмента.
Он очень похож на вид эскимосского барабана. Здесь исполнитель бьет костью по ободу, а не по мембране. Как правило, она сделана из шкуры тюленя или желудка белого медведя. Инструмент используется для сопровождения торжественных песнопений. Также существует тибетский вариант, который используют для аккомпанемента игры на деревянной флейте. Флейта часто является партнёром мембранофонов, встречающихся в различных странах Латинской Америки (Боливия, Панама). А в Дагестане, например, существует инструмент, похожий на европейский барабан. Музыканты держат его на коленях и играют одновременно с другими мембранофонами.
В средние века получила распространение модель, которую считают предшественницей современного малого барабана — провансальский тамбурин. Этот инструмент, созданный в XII веке, отличался небольшими размерами и лёгкостью, благодаря чему музыкант мог поддерживать его левой рукой на уровне груди. В отличие от современных моделей, здесь ударяли не по мембране, а по краям корпуса. Часто эти края по всей окружности были обтянуты кишкой, которая называлась «шассо». Другой особенностью провансальского тамбурина, отличавшей его от других мембранофонов, было наличие более тонкой мембраны. В средние века малые барабаны разделились на два вида инструментов, независимо от их названия и происхождения. К первому виду относятся барабаны, по которым бьют деревянными палочками, ко второму — инструменты, на которых играют непосредственно руками (бубны и тимпаны). Первый тип этих инструментов чаще всего использовался вместе с флейтой, которая в каждом регионе также называлась по-разному. Вместе они служили для аккомпанемента танцев во время народных празднеств: французская флейта галубе, например, играла с провансальским тамбурином, каталонская флабиол — с тамбори, а баскский чисту — с том-томом.
Эти инструменты, не претерпевшие больших изменений на протяжении веков, пользуются и сегодня большой популярностью. Традиционным является использование бубнов и барабанов в военной сфере. Во время походов солдат — барабанщик вешал инструмент себе на шею, наклоняя его немного направо — отсюда происходит английское название инструмента side drum («боковой барабан»). Мощный звук этого барабана был слышен издалека и служил для управления войском и для подъёма боевого духа солдат в момент атаки.
Предшественником военного барабана является «большой» (или «турецкий») инструмент цилиндрической формы, существовавший в XIII веке. Он появился на Пиренейском полуострове, куда его привезли арабы, а в Европу он попал из Турции. Этот вид барабана имел наружные механизмы напряжения. Можно предполагать, что именно этот инструмент изображен на миниатюре второй половины XIV века «Liber viaticus» Жана де Стрела.
Развитие барабана очень тесно связано с военным делом. Военный барабан стал использоваться в гражданской музыке в таких музыкальных произведениях, как фанфары.
На протяжении XVI-XVII веков большой барабан присутствовал во всех военных подразделениях Европы и использовался как для исполнения сольных партий, так и в качестве аккомпанемента для духовых инструментов. Звук барабана можно было услышать на частных концертах и на особых празднествах того времени. Характерным для этих инструментов было богатое украшение их обечайки (боковых частей). Популяризация турецкой музыки, которая сопровождала гвардию султана, способствовала появлению малого военного барабана в Европе в XVIII веке. Для музыкального сопровождения военных парадов того времени была свойственна яркая артистичность: музыканты в экзотической одежде одновременно выполняли акробатические упражнения с палками.
В течение XVIII века барабан вошёл в состав оркестра. По некоторым сведениям, этот инструмент впервые появился на сцене во время представления оперы «Альциона» эссеиста и композитора Марена Маре (1706), где его использовали, чтобы передать сильный шторм. Партии барабана также присутствуют в оратории «Иуда Маккавей» (1747) и в «Музыке для королевского фейерверка» Георга Фридриха Генделя (1749), а также в «Ифигении в Тавриде» Кристофа Виллибальда Глюка и в «Похищении из сераля» (1782) Вольфганга Амадея Моцарта.
Барабан эпохи барокко XVIII в. стал определяющим в утверждении барабана в составе больших оркестров. Одним из ярких примеров его использования является «Музыка для королевского фейерверка» Генделя. На гравюре справа: изображение королевского фейерверка, состоявшегося в Лондоне в 1749 г. Основным элементом африканской музыкальной культуры является барабан.
В XIX веке барабан полностью укрепил свои позиции в оркестре. Джоаккино Россини в своей опере «Сорока-воровка» (1817) впервые использовал в полную силу все музыкальное богатство барабана. До XIX века оркестровый барабан имел глубину от 10 до 30 см и диаметр от 35 до 40 см, позже его размеры увеличились. Также среди других значительных изменений того времени был переход к другой системе натяжения: согласно изобретению Корнелиуса Уорда, веревки были заменены болтами. Благодаря множеству последующих технических и конструктивных преобразований, барабан стал главным элементом группы ударных инструментов оркестра. С конца XIX и на протяжении всего XX века многие композиторы отводили ему ключевую роль в своих произведениях. В качестве примера можно привести «Похоронный марш» в финальных сценах «Гамлета» Гектора Берлиоза (1828), где задействованы шесть барабанов, «Испанское каприччио» Николая Римского — Корсакова (1887), симфонии Дмитрия Шостаковича, «Болеро» Мориса Равеля, некоторые произведения Бенджамина Бриттена и балет «Гаянэ» Арама Ильича Хачатуряна.
Однако самое большое и, пожалуй, самое важное место барабану отведено в первой части «Симфонии №5» Карла Нильсена (1922). Он был первым, кто начал использовать барабан для создания эффекта неожиданности, удивления и тревоги. Для того чтобы передать аллегорию борьбы добра со злом, композитор искусно использовал противопоставление партии основной части оркестра с партиями барабана, кларнета и литавр. Перкуссионист должен был импровизировать так громко, чтобы заглушить главные партии. Благодаря этому, он создавал разнообразные техники, которые придавали произведению динамичность и особую выразительность. «Концерт для кларнета» того же автора сегодня является одним из классических произведений, в которых в полной мере раскрываются технические возможности барабана. Произведения Нильсена установили новые стандарты игры на этом инструменте, которые были приняты оркестрами и исполнителями. С этих пор барабан стали использовать для передачи тонких нюансов и разнообразных оттенков звука. Помимо своей роли в оркестрах, с начала XX века барабан также стал неотъемлемой частью перкуссионных групп, ведь он, безусловно, является самым важным ритмическим инструментом. Барабаны, используемые в ударных установках, имеют разные размеры и могут быть изготовлены из различных материалов — их выбор зависит от того, какой звук необходимо получить. Ударная установка широко используется джазовыми и роковыми исполнителями.
Группа ударных обычно рассматривается как единый инструмент, главным элементом которого является барабан. Профессиональные ударники имеют в своём распоряжении, как правило, несколько барабанов, благодаря чему можно добиться более широкого диапазона звучания. Кроме того, барабан считается одним из персональных инструментов ударной установки. Поэтому барабанщик настаивает на использовании собственного инструмента, если его приглашают играть на ударной установке другой группы. Как и в оркестре, барабанная установка ударной группы опирается на металлическую трехногую опору, которая может быть простой или удвоенной.
Нет комментариев